В 1917 году молодой энтузиаст авиации, инженер Чикухи Накаджима
открыл в Накагаме небольшую авиационную исследовательскую лабораторию,
которая к началу 30-х превратилась в авиастроительную компанию Nakajima
Aircraft. В донельзя милитаризованной экономике императорской Японии
главным клиентом авиастроителей были военные, поэтому неудивительно,
что когда пробил час, продукция Nakajima Aircraft с успехом повоевала в
Тихоокеанской войне - Пирл-Харбор, Мидуэй, Гуадалканал, Соломоновы
острова, Филиппины и Окинава надолго запомнили серебристые самолеты с
красными кругами на крыльях.
А потом
наступил крах - Япония оказалась поверженной и после второй мировой войны
американские
оккупационные власти применили к Nakajima все антимонопольные и прочие запретительные
законы, чтобы по максимуму наказать производителя техники, создавшей союзникам
немало проблем в боевых действиях на Тихом океане. Концерн, переименованный
в Fuji Sangye Ltd, был расчленен на несколько сравнительно небольших фирм,
часть которых ушла в небытие. Однако наиболее дальновидные руководители понимали,
что в полукустарных условиях не сделаешь первоклассную продукцию. Посему,
вскоре пять наиболее жизнеспособных "дочек" (позднее к ним добавилась
шестая) объединились в концерн Fuji Heavy Industries (FHI) со штаб-квартирой
в Хиросиме. Случилось все это в 1953 году.
Япония 50-х была очень бедной страной, только-только встававшей на
ноги после потрясений военных лет. В то время на улицах японских
городов самым популярным видом транспорта были велосипеды и велорикши.
Для машиностроения не хватало всего - топлива, металла, резины... Чтобы
поставить преграду импорту зарубежных автомобилей и стимулировать
собственную промышленность, правительство страны приняло закон, по
которому практически не облагались налогами легковые машины, имевшие
длину до 360 см и расходующие менее 3,4 литра бензина на 100 километров
пути.
Первой
японской фирмой, выпустившей такую модель, стало автомобильное
отделение FHI, получившее название Субару. Маленькая, длиной всего 3
метра машина серии Субару 360 снабжалась двухцилиндровым двухтактным
двигателем с воздушным охлаждением рабочим объемом 358 "кубиков" и
мощностью 16 л.с. Располагался двигатель сзади, 3-ступенчатая коробка
передач была полностью синхронизированной. Автомобильчик по тем
временам выглядел весьма стильно. Его ровесниками были итальянский Fiat
600, германский VW Beetle и советский "горбатый" "Запорожец".
В восьмидесятых годах Субару имела в своей гамме автомобили нескольких серий:
полностью обновленный Rex, новый, чуть более крупный по размеру, Justy, флагманский
Leone/1800 и весьма оригинальный микроавтобус Domingo/Libero, естественно
тоже с полным приводом. С 1982 года двигатели компании стали оснащаться турбонаддувом.
В 1984 году полноприводный Justy получил управляемый электроникой клиноременный
вариатор ECVT. Немного подзабытый производителями, особенно после неудачных
попыток Volvo, управляемый электроникой вариатор Субару, да еще и на полноприводном
автомобиле, в очередной раз ошеломил конкурентов. Тем более, что японцы победили
главный недостаток вариатора - недолговечность.
Особняком
находился люксовый спортивный автомобиль XT Turbo, формально
относившийся к 1800-й серии, но, тем не менее, внешне кардинально
отличавшийся от своих собратьев. Оснащавшийся 135-сильным двигателем с
турбонаддувом, он имел электропневматическую подвеску, позволявшую
менять клиренс, а его Сх был всего 0,29! У себя на родине в Японии
Субару ХТ продавался под маркой Alcyone.
Лучшее
- враг хорошего. В 1987 году пробил час ветерана Субару Leone - ему на
смену пришла новейшая модель Legacy. К тому времени хиросимская
компания отказалась от отключаемого заднего привода и полностью перешла
на 4WD. Новинка была представлена на Чикагской международной
автомобильной выставке. Для лучшего старта Субару на европейском и
американском рынке Legacy решили обкатать в спорте. В январе 1989 года
на треке испытательного центра в Аризоне машина установила два мировых
и тринадцать национальных рекордов, двигаясь на дистанции 100.000
километров со средней скоростью 223,345 км/ч. Автомобиль преодолел это
расстояние за 19 суток непрерывного движения по треку; остановки
допускались только для дозаправки, смены масла, антифриза, фильтров,
свечей, высоковольтных проводов, покрышек и, естественно, пилотов.
Примерно тогда же Субару Legacy Station Wagon в стандартной
комплектации (правда, в версии для внутреннего японского рынка - с
мотором 2.0 twin turbo) установил официальный рекорд скорости для
серийных универсалов - 249,981 км/ч. Зачет велся на хайвее в
окрестностях Солт-Лейк-Сити при полной лояльности полиции штата Юта.
|